ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
МБОУ УСПЕНСКОЙ СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
село Успенка
Учебный план
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Разделы программы |
В неделю |
Всего |
Знакомимся
с математикой (Математика
и конструирование) |
1 |
30 |
Учимся родному языку |
1 |
30 |
Познаем
мир |
1 |
30 |
Учимся
рисовать (Рисование.
Апликация Лепка) Физкультурные занятия |
1 (чередуются) |
15 15 |
Итого |
4 |
120 |
Пояснительная
записка
к учебному плану
дополнительного образования детей
дошкольного возраста социально-педагогической направленности в
общеобразовательных учреждениях
на 2014-2015 учебный год.
Учебный план разработан на основе:
·
Закона Российской Федерации от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
·
письма Министерства общего и среднего
образования РФ «О подготовке детей к школе» от 22.06.1997 № 990/14-15;
·
письма Министерства общего и среднего
образования РФ «Рекомендации по
организации приёма в первый класс» от 22.03.03 №03-51-57ин/13-03;
·
"Санитарно-эпидемиологических
требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях", СанПиН 2.4.2.2821-10 утвержденных Главным санитарным врачом
Российской Федерации от 29 декабря
·
"Санитарно-эпидемиологических
требований к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций", СанПиН
2.4.1.3049-13 утвержденных Главным
санитарным врачом Российской Федерации от15.05.2013 № 26, зарегистрированных в
Минюсте РФ 29 мая
·
Устав МБОУ Успенской средней общеобразовательной
школы. (Утвержден распоряжением администрации Татарского района Новосибирской
области №43 от 20.12.2011г);
В основу комплексной образовательно-развивающей программы
по подготовке к школе положена идея развития личностного потенциала ребенка и
его психического становления посредством познания действительности и
преобразования ее (в том числе и самого себя). Программа опирается в своих
принципиальных моментах на новую наиболее актуальную программу по дошкольному
образованию, получившую гриф Министерства Образования – Программа «Предшкольная
пора» М.: Вентана-Граф,
В образовательном процессе реализуется дифференцированный и индивидуальный подход по нескольким направлениям:
• Разностороннее развитие ребенка, направленное на
сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности
каждого ребенка;
• Организация функциональной среды, обеспечивающей адаптацию дошкольника;
• Диагностическая и консультативная помощь родителям со стороны педагогов.
Каждый человек имеет право на образование», - так записано в
Конституции Российской Федерации и во Всеобщей декларации прав человека.
Задача государства реализовать эти положения
в жизни, обеспечив получение образования каждому в доступном ему объеме и
форме. Это относится и к тем детям, которые не посещают ДОУ. В их число входят
дети, проживающие в селах с малой численностью населения, в том числе группа
детей, с которыми я буду работать.
Наша школа
расположена в маленькой деревне, где население в основном занимается личным
подсобным хозяйством. Социальный уровень семей, в которых воспитываются дети
разный, поэтому прослеживается неодинаковый подход в подготовке ребенка к
школе, что заставляет задуматься над тем, что сделать для выравнивания
стартовых возможностей детей, поступающих в школу.
Обучение таких детей имеет свою специфику.
Каждый ребенок имеет свой темп, динамику развития, разные возможности в
усвоении нового, это и определяет следующие
цели:
·
выравнивание
одинаковых стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникло
комплексов, чувство унижения, чтобы не отбить желания учиться.
·
Развитие
личности ребенка предшкольного возраста, формирование его готовности к
систематическому обучению.
·
обеспечение непрерывности
и преемственности дошкольного
и школьного образования;
создание условий для
максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала
ребёнка.
Для
реализации данных целей необходимо решить такие задачи:
1.
организовать процесс обучения, воспитания и развития детей
предшкольного возраста с учетом их
потребностей и возможностей;
2.
выбрать
программу, обеспечивающую подготовку будущих
первоклассников к школе, развивающую
качества, необходимые для
благополучной адаптации к школе;
3.
формировать
предпосылки учебной деятельности, укреплять и развивать
общее психическое и физическое развитие
ребенка.
Программа
подготовки детей 5-6 лет к обучению в начальной школе построена на основе
следующих принципов:
1.
Принцип
игры - приоритетная форма организации и метод обучения.
2.
Последовательность
– от простого к сложному, к принятию новой деятельности.
3.
Индивидуальность
– сохранять и развивать внутренний мир каждого ребенка, обеспечить
педагогическую помощь детям с отставанием в развитии.
4.
Поддерживать
эмоциональное благополучие и интерес к занятиям, желание посещать
образовательное учреждение и в будущем – школу. Недопустимость применения
типичных для школы форм и методов обучения (отметки, д\з.)
Курс
данной программы создан для того, чтобы помочь ребенку войти в новый возраст, в
новую систему отношений с взрослыми, сверстниками и самим собой. Она носит
промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребенка, который уже не
дошкольник, но еще и не школьник. Результатом всего
хода нормального развития
и воспитания ребёнка
в дошкольном возрасте
является такая подготовка к
школе, которая позволит
ему не только подготовиться
к изучению школьных предметов,
но и осознать
самого себя («я есть»), свои
возможности и индивидуальные особенности
(«я такой»), уметь общаться и сотрудничать со
взрослыми и сверстниками.
При разработке
данной программы Школы
дошкольника был учтён накопленный позитивный опыт
современного дошкольного
образования, а также
современные подходы в
данной области.
Форма
работы:
Работа с родителями детей
предусматривает:
Планируемые результаты:
повышение мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению,
сформированность "внутренней позиции ученика", возникновение
эмоционально - положительного отношения к школе, расширение знаний детей о мире
школьников, интерес к школе, школьной атрибутике, новый уровень самосознания.
В целом у детей, мотивационно готовых к обучению в школе , наблюдаются черты зрелой "внутренней позиции школьника", прежде всего это проявляется в следующих симптомах:
Мотивационная готовность детей находится на разном уровне к началу поступления в школу, ими движут разные мотивы и желания обучаться в школе. У некоторых детей совсем нет желания учиться, и это естественно, т.к. они воспитываются в разных семьях, в которых родители по-разному относятся к школе, к учителям и к учебе ребенка. Некоторые дети хотят идти в школу не потому что они готовы обучаться, а потому что это для них новый социальный статус, внешние красочные школьные атрибуты, новые друзья, с которыми можно играть, новая позиция - стать старше, возможность получать хорошую оценку за любую работу.
Основные принципы (правила) работы педагогов при реализации
программы:
уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с
разумной требовательностью;
Основная
дидактическая идея - развитие познавательных процессов у детей будет
более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе учебной
деятельности ребенка, что осуществляется специальным подбором и
структурированием заданий, формой их представления, доступной и увлекательной
для детей этого возраста.
Среди методов,
используемых в период подготовки детей к школе, используются практический
метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в
различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический
метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя
эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических
фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.
Большое внимание уделяется формированию умений
общаться с педагогом (учителем), с другими детьми, работать в одном ритме со
всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться
тетрадью с печатной основой и др.
Использование специально отобранного содержания
обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие
детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала
начальной школы.
Усилия психолога в рамках программы направлены
на:
-регулярное, систематическое проведение психолого-развивающих занятий,
ориентированных на раскрытие, адаптацию и интеграцию индивидуальности ребенка в
условиях группы развития;
-информирование,
консультирование родителей и педагогов по вопросам развития детей, их
активности, успехов на психологических занятиях;
-вовлечение
в развивающую работу родителей и учителей в качестве участников психологических
занятий;
-изучение
динамики развития детей, как в отношении функционального созревания психики,
так и в плане специальных развиваемых, раскрываемых качеств личности.
Обязательный
минимум содержания образования, требования к уровню подготовки обучающихся:
Программа подготовки детей к обучению в
начальной школе готовит к жизни детей дошкольного возраста: развивает их
нравственные качества, интеллектуальные способности, эстетическое восприятие,
повышает уровень физического развития. В ней выделяется пять разделов,
отражающих основные линии развития дошкольника в результате его обучения.
№ |
Раздел |
Планируемые
результаты освоения программы. |
1 |
Учимся
родному языку |
Узнают некоторые книги писателей: А.Л.Барто, К.И.
Чуковского, Е .И Чарушина, р.н. сказки, сказки
А.С.Пушкина, рассказы Л.Н.Толстого. Научатся составлять рассказы по
картине, пересказывать сказки, рассказы, правильно задавать вопросы. Знать и читать по памяти небольшие
стихотворения, песенки и чистоговорки. Уметь драматизировать сказки, стихи,
рассказы. Научатся различать слово и предложение;
составлять предложения по образцу и самостоятельно; выделять в словах звук,
называть его изолированно; называть слова с определенным звуком; различать
гласные, твердые и мягкие согласные звуки; различать и обозначать
соответствующим знаком заместителем гласные, твердые и мягкие согласные
звуки. |
2 |
Знакомимся
с математикой (Математика
и конструирование) |
Познакомятся с прямым и обратным счетом в пределах
10.Научатся сравнивать предметы по размеру, форме, цвету, по назначению;
измерять величины, сравнивать величины, устанавливать равенство, неравенство
предметов (+1, -1); различать геометрические фигуры: квадрат, круг,
треугольник, овал, многоугольник. Познакомятся с цифрами 0-9, Получат
представление о составе числа до 10, научатся решать простые задачи;
ориентироваться в пространстве: слева, справа, вверху, внизу, в центре, в
середине; различать времена года, называть месяца, названия дней недели по
порядку; конструировать различные модели из бумаги и строительного материала. |
3 |
Познаем
мир |
Научатся определять предмет по запаху,
вкусу и на ощупь; узнавать изделия, сделанные из разных материалов, называть
их (стеклянный, деревянный). Узнают назначения предметов быта (мебель,
посуда, бытовая техника)
Научатся наблюдать и называть явления
природы, знать последовательность времен года, называть основные признаки
сезона; сравнивать и различать деревья хвойные и лиственные; узнавать
животных по издаваемым ими звукам. Познакомятся с наиболее распространенными
животными разных мест обитания, особенности приспособления к сезонной жизни. Узнают правила поведения в природе, название
родного села, края, страны, столицы, некоторые знаки дорожного движения
(пешеходный переход, зебра, остановка транспорта), сигналы светофора; правила
поведения в транспорте; названия некоторых профессий; правила поведения в
конфликтных ситуациях, знать свои возможности. Уметь самостоятельно подготовиться к социальной адаптации в
школьном коллективе. Знать свой
адрес, Фамилию имя , отчество. Знать правила поведения в общественных местах,
соблюдать правила личной гигиены, безопасности. Иметь представление о
строении своего тела.
|
4 |
Учимся
рисовать (Рисование Аппликация Лепка) |
Познакомятся с названиями
семи цветов спектра - (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой,
фиолетовый) Усвоят
элементарные правила получения новых цветов путем смешивания основных цветов(
красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и желтый – зеленый) Научатся: Правильно
сидеть за партой, верно держать лист бумаги и карандаш; передавать в рисунке
форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов.
Правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность
(не выходя за пределы очертаний этой поверхности) Устно
описать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек,
дом, животное, машина, время года, время дня, погода), действия ( идут,
сидят, разговаривают и т. д.), выразить свое отношене. Пользоваться
простейшими приемами лепки (пластилин, соленое тесто) Понимать форму и
пропорции. Делить целое на части. Использовать прием сплющивания,
скручивания, вытягивания, свивания, налепы. Выполнять
простые по композиции аппликации. Уметь вырезать предметы из бумаги, быть
аккуратным, уверенным, самостоятельным. |
5 |
Физическая
культура |
Получат возможность научится
организовать свое свободное время; разыгрывать простые сценки: приглашение в
гости, диалог по телефону, разговор животных. Принимать участие в
сюжетно-ролевых играх (Путешественники, космонавты); придумывать новые
варианты дидактических игр (с предметами, словесными, настольно-печатными) Участвовать в музыкальных и
театрализованных играх. Проявлять интерес к подвижным играм,
соблюдать правила и действия игры. |
Срок
реализации учебного плана – 1 год (30 учебных недель, с октября по май).
Возраст детей – 5,6 - 6 лет.
Режим занятий: один раз в
неделю по четыре занятия.
Продолжительность первого и второго занятия – 20 минут,
третьего и четвертого - 25 минут, включая
две игровые физминутки.
Между
занятиями предусмотрены перемены:
первая – 10-минутная
вторая – 10-минутная
третья – 10-минутная
Время проведения занятий - суббота с 12.00 – 14.00
Общее
число занятий:
120.
В условиях неполного пребывания детей в школе следующий режим дня:
12.00 – 12.20 –
первое занятие
12.30 – 12.50 –
второе занятие
13.00 – 13.25 – третье занятие
13.35 – 14.00 – четвёртое занятие
Учимся рисовать
(рисование, аппликация, лепка) и физкультурные занятия проводятся понедельно.
Продолжительность каникул в течение учебного года (суммарно) 30
календарных дней.
Список литературы по дошкольному образованию
1. Дьяченко О. М. Психологические особенности
развития дошкольников. – М.: Эксмо, 2009.
2. Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе:
Книга для родителей будущего первоклассника. –Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
3.
Ильина
М. Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. – СПб.: Питер, 2008.
4.
Бабаева
Т. И. У школьного порога. –М. : Просвещение, 1993.
5.
Ковальчук
Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя
детского сада. – М. : Просвещение, 1985.
6.
Нижегородцева
Н. В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе:
Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2001. (Подготовка детей к школе.)
7. Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Изучаем
обучая. Методические рекомендации М.,
2007.
Учебно-методическое
оснащение для учителя:
1.
Виноградова
Н. Ф. Программа обучения и развития детей «Предшкольная пора» – М.:
Вентана-Граф, 2007.
2.
Тумакова
Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. Учебное издание. М.,1990.
3.
Фомичева
М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя дет.
Сада. – М.: Просвещение, 1980.
4.
Баранников
И. В., Варковицкая Л.А. Русская речь в картинках. – М.: Просвещение, 1989.
5.
Поддубная
Л. Б. Правила дорожного движения. Волгоград: ИТД « Корифей» 2009.
6.
Осторожней
будь с огнем – утром, вечером и днем: познавательные игры и программы с
дошкольниками и школьниками. – Новосибирск; 2009.
7.
Шабельникова
Е. И. Каминская Е. А. Поделки из пластилина. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2009.
8.
Румянцева
Е. А. Аппликация: Мастерите, малыши на досуге для души. – М.: ОООТД Изд. «Мир
книги», 2009.
9.
Третьякова
Н. Г. Обучение рисованию детей 5-7 лет в детском саду. Учебно-тематический
план, формы и методы образования, конспекты занятий. Ярославль, 2009. (Программа
предшкольного образования)
10.
Голомидова
С.Е. Физкультура. Игровая деятельность. Подготовительная группа. – Волгоград:
ИТД «Корифей» 2009
11.
В.
И. Ковалько. Школа физкультминуток: - М.: ВАКО, 2009 (Мастерская учителя)
1. Е. Соловьева. Веселые картинки из фигур. (Для
чтения взрослыми детям) М.: 2004
2.
Виноградова
Н. Ф. Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5-6 лет. – М.:
Вентана-Граф, 2009. (Предшкольная пора)
3.
Журова
Л. Е. Кузнецова М. И. Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами. –
М.: Вентана-Граф, 2008
4.
Щербакова
Е. И. Знакомимся с математикой: Развивающее пособие для детей старшего
дошкольного возраста. –М.: Вентана-Граф, 2008
5.
Козлова
С.А. Я хочу в школу.
6.
Куликова
Т. А. Я и моя семья.
7.
Златопольский Удивительные превращения.
8.
«Учусь
писать» Прописи: - изд. «Алтей и К».
9.
Щербинина
С. В. «Учимся писать»: - изд. «Росмэн – Пресс», 2008
Цель: всестороннее воспитание и развитие
детей предшкольного возраста.
***
1.
Конструктор. Планета роботов. Игрушка для детей от 5 лет.
– Москва ЗАО Завод «Огонек», 1985.
2. Конструктор строительный. (Набор кубиков по
алфавиту, по числам).
3. Конструктор «Лего»
4. Пазлы.
Развивает умение
отражать и преобразовывать окружающий мир, умение различать и называть
геометрические фигуры. Формируются
пространственные представления, воображение, мышление, развивает моторику рук и
координацию движений, ловкость и пластичность, умение доводить начатое до
конца.
***
5.
Таблицы
по математике.
6. Счетный материал: предметы - игрушки: Машины,
самолеты и др.
7. Дмонстрационный и раздаточный материал:
*предметные картинки
*карточки с цифрами
*геометрические фигуры
*числовые карточки
Развивает
познавательные способности: внимание, мышление (умение анализировать,
сравнивать).
Способствует
освоению математического содержания: обозначение количества цифрой;
независимость количества от формы и расположения предметов; выстраивание ряда
чисел в порядке убывания и возрастания; умение находить и исправлять ошибки;
представлять целое по фрагментам.
Формирование
элементарных математических представлений: знакомство с формой и величиной
предметов, с пространственными отношениями.
Подготовка руки к
письму: умение сохранять направление движения руки (плавного и неотрывного) в
соответствии с направлением штриховки, письма..
***
8. Магнитная Азбука.
9.
Картины
по развитию речи.
10. Сказки,
произведения детских писателей.
11. Дмонстрационный и раздаточный материал:
*предметные картинки
*карточки с буквами
*фишки
*лента букв
Развивается речь,
творческие способности, навыки общения, умение перевоплощаться, интерес к работе со звучащим словом. Учит
детей различать твердые и мягкие согласные звуки, гласные звуки русского языка.
Воспитывает уверенность в своих силах. Обогащает словарный запас, сведения об
окружающем мире.
Подготовка руки к
письму: умение сохранять направление движения руки (плавного и неотрывного) в
соответствии с направлением, письма..
***
12. Настольные игры: по сказке «Красная Шапочка»,
«Кошкин дом», «Остров сокровищ», «Русские народные сказки» и др.
13. Настольные игры: Шашки.
14. Настольно-дидактические игры: «Времена года»
«Чей подарок», «У кого какая профессия», «Найди по образцу», «Выложи
также», «Танграм», «Колумбово яйцо».
Развивает
способность размышлять, анализировать ситуацию, искать способ решения
поставленных задач, умение выражать свои эмоции, сдержанность, усидчивость.
Воспитывает умение общаться со сверстниками.
***
15. Предметный мир вокруг нас.
Способствует
возникновению познавательной активности. Обеспечивает словарный запас, развитие
речи. Учит отгадывать загадки, решать задачи и головоломки, развивает смекалку,
позволяет сделать процесс вхождения ребенка в предметный мир не только
обучающим и развивающим, но и увлекательным.